Посмотрите специальные предложения для летнего отдыха!

Александр Харитонов

Несколько слов о современном искусстве

До недавнего времени современное искусство во всех его проявлениях, не считая каких-то работ современных мастеров в классическом стиле, принималось мной как что-то непонятное, местами даже простое и глуповатое. Может быть, такое отношение к этому привилось мне воспитанием старшими поколениями, однако именно такая предвзятость мешала в полной мере не то что проникнуться, а даже попытаться рассмотреть что-то в этом виде искусства. В который раз убеждаюсь, как сильно влияет стереотипность мышления на формирование мнения о чем-либо.

В этом году всё изменилось, счастливые обстоятельства дали возможность чаще бывать в музеях вообще и в музеях современного искусства в частности. За срок чуть больше месяца удалось посетить три подобных музея: Московский музей современного искусства (MMOMA), Мультимедиа арт-музей (MAMM) и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ).


[nggallery id=15]

Не вижу большого смысла останавливаться на каждом из них, мысли можно объединить в единую систему, которая сформировалась у меня перед посещением как раз ГЦСИ и утвердилась сразу после его посещения.

Классическое искусство (позволю себе такую вольность, разделив все искусство на современное и классическое) оставляет после себя вполне осознанные впечатления. Взять к примеру какую-либо картину. Она вам либо нравится, либо нет, либо вы к ней нейтрально относитесь, пробежали взглядом и пошли дальше. Три варианта, ни больше, ни меньше. Их можно, конечно, разделить еще на разные оттенки, вроде «очень понравилось», «ну так, симпатично» и тому подобные вещи, но в целом, именно три варианта.

Эмоции же от увиденного в музеях современного искусства не подвергаются буквально никакому счету. Здесь у вас может быть и удивление, и непонимание, и восторг, и восхищение, и радость от того, что понял задумку автора, и много других чувств. Причем всю гамму чувств иногда можно испытать с одним экспонатом.

Поразительная сила современного искусства как раз и кроется, на мой взгляд, в том, что совершенно, казалось бы, простейшие черты инсталляции таят в себе невероятный смысл. Кто-то может сказать, что и в классическом искусстве немало есть примеров, когда глубинные смыслы, постигаемые тобой, становятся по-настоящему волшебными. Да, здесь глупо спорить, это так и есть, но… Вот здесь и кроется главная фишка современного искусства.

Посетитель выставки если не осознанно, то хотя бы на подсознательном уровне, понимает, что большая часть инсталляций, картин, фигур и тому подобных вещей – могли быть сделаны им самим. Если в классическом искусстве главная сложность таится именно в осуществлении задумки, то в современном – в самой задумке. Именно поэтому разнообразие своего рода чудачеств поражает воображение, а музеи современного искусства пользуются немалой популярностью.

Люди ходят туда за идеями. Именно идея является первоначальным кирпичиком во всем, но если в классическом искусстве этот кирпичик может быть не самым большим, то в современном – он может остаться едва ли не главнейшим элементом всего творчества.

Мое мнение о современном искусстве поменялось буквально за пару месяцев, для этого стоило лишь отбросить стереотипы и попытаться разобраться в смыслах хотя бы нескольких работ. Данные изменения не могут меня не радовать, расширение кругозора, саморазвитие и подобные вещи всегда меня привлекали, а осознание того, что ты прикасаешься к Идее, позволяет иногда ощущать какое-то благоговейное чувство. Хотя бы ради этого чувства, я считаю, стоит посещать подобные музеи.